Сладкий янтарь Арктики: как развивается самая северная пасека России

В России, где мед испокон веков ценили как сладкий янтарь, пчеловодство сегодня переживает не лучшие времена. Особенно сложно приходится пасечникам в северных регионах, где суровые условия и нехватка опыта создают серьезные препятствия. Но один мурманчанин решил бросить вызов природе и создать самую северную пасеку России, передает «АБН24».

Артем Анискин, бывший инженер программного обеспечения, поменял офис на свежий воздух и пчелиные ульи. Здоровье заставило его искать более подвижную сферу деятельности, и выбор пал на пчеловодство. Несмотря на отсутствие опыта, житель Кольского Заполярья решил рискнуть.

В Мурманской области пасеки — редкость. Купить местный мед — задача не из простых. Однако предприниматель Анискин решил рискнуть и бороться с суровым климатом — самой природой. При этом на старте у мурманчанина был существенный плюс — отсутствие конкуренции.

Фото: АБН24

«К сожалению, пчеловодство в нашей стране осталось на любительском уровне, несмотря на попытки в СССР сделать его промышленным. Да и в России отсутствует культура потребления пчелопродуктов. Конечно, покупают мед, но есть ведь и другие полезные вещи: прополис, маточное молочко, пыльца, трутневый гомогенат, воск», — рассказал начинающий пчеловод Артем Анискин.

«Арктическая пасека» — это не только бизнес, но и попытка возродить традиции пчеловодства в северных регионах России. Анискин уверен, что спрос на натуральные пчелопродукты будет расти и его пасека станет примером для других энтузиастов, желающих заниматься этим благородным делом.

Бизнес начался с пяти пчелопакетов, приобретенных в Великом Новгороде. Сначала мужчину пугали пчелы, но со временем он привык к их жужжанию и даже укусам, которые случаются каждую неделю. Он уже разбирается в настроении своих подопечных и с гордостью рассказывает о том, как укрепил иммунитет, регулярно получая дозу пчелиного яда.

Фото: АБН24

На своей домашней пасеке Анискин проводит экскурсии для взрослых и детей, рассказывая о жизни пчел на Крайнем Севере и о том, как они собирают мед. Вторая, более крупная пасека, расположена в лесу. Ее продукция идет на продажу.

«Да, на Севере пчеловодство непростое, очень отличается от южного. Меня часто спрашивают, что же пчелы у нас едят, ведь у нас мало что цветет. На самом деле это не так, цветет много чего: сперва весной идет козья ива, потом летом и осенью — сирень, черемуха, рябина, яблони, ягоды, иван-чай и так далее. И зимуют пчелы у нас хорошо — минувшая зима была для них первой, и все прошло хорошо, ульи современные, не деревянные, а из пенопласта, они теплые», — рассказал Артем Анискин.

Пчеловод сталкивается с определенными рисками: пчелы могут погибнуть зимой, а на пасеку могут напасть хищники. В его случае это росомахи и медведи. Но самая большая проблема — холодная весна и короткое лето, которые ограничивают время сбора нектара.

Пчеловод убежден, что северный мед — самый вкусный и полезный.

«Южный мед часто называют техническим: его много, и он идет на приготовление сладостей, напитков. Дальневосточный тоже уступает северному по качеству: там большие медосборы, из-за этого пчелы не успевают толком переработать нектар, и в меде получается мало ферментов», — поделился Анискин.

Спрос на продукты пасеки в Мурманской области хороший, и у пчеловода появились постоянные покупатели. В планах — расширение бизнеса, но для этого нужна государственная поддержка.

Фото: АБН24

«Конечно, хотелось бы, чтобы пчеловодство в нашей стране больше поддерживали. Например, в Финляндии государство выплачивает пасечникам компенсацию, если они понесли убытки из-за медведей. Также хочется, чтобы было уточнено понятие „мед«, что можно к нему относить, а что нельзя», — рассуждает предприниматель.

Анискин уверен, что спрос на натуральные пчелопродукты будет расти, и он хочет внести свой вклад в развитие пчеловодства в России. Он считает, что государство должно уделять больше внимания этой важной отрасли, чтобы обеспечить ее процветание и доступность качественного меда для всех жителей страны.

Видео: АБН24